Ссылки

Автор: Татьяна Новикова

Традиционное и нетрадиционное Рэйки.

Человек, заинтересовавшийся Рэйки, зачастую сталкивается с понятиями «традиционного» и «нетрадиционного» Рэйки. В общем смысле слово «традиция» можно определить как «набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения к поколению и сохраняющихся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени». На первый взгляд, кажется логичным обозначить как традиционное то направление Рэйки, которое восходит к Микао Усуи и на данный момент существует в Японии в виде школы Усуи Риохо Гаккай. Наш основной источник сведений о нем – книги Франка Арджавы Петтера. Из них легко обнаружить, что японцы не знают подобного деления, и для них характерно другое противопоставление – Рэйки западное и Рэйки восточное. Конечно, если следовать этому взгляду, нетрадиционными будут все направления западного Рэйки без исключения.

Но по факту в западном мире (Европа, Америка, Россия) под традиционным Рэйки подразумевается прежде всего система Рэйки, переданная Хавайо Такатой и сохраняемая ее внучкой Филлис Лей Фурумото. То есть, это - традиция, созданная волей нескольких людей, а не возникшая сама в результате определенного развития. Принципы этой традиции сформулированы в так называемых «девяти элементах и четырех аспектах», причем, по мнению Филлис Фурумото в обучении и практике Рэйки должны присутствовать все эти пункты без исключения: «В противном случае человек практикует или изучает другую систему», - пишет Филлис.

Девять элементов системы Рэйки в традиции Хавайо Такаты.

1. Устная традиция передачи знания. Обучение происходит от мастера к ученику, «из уст в уста», невозможно обучаться Рэйки по книгам или интернету.

2. Сеанс. Это - основная форма практики Рэйки. При этом для проведения сеанса используется определенный набор позиций для расположения рук на теле – их 12: 4 на голове, 4 на передней стороне туловища, 4 – на задней.

3. Инициации. Это строго регламентированный ритуал. Инициации проводятся по трем ступеням – первая, вторая и мастерская.

4. Форма обучения. Проходит в форме индивидуальных или групповых занятий – семинаров. Обучение первой ступени длится от одного до четырех дней. Подготовка мастеров происходит на специальных семинарах подмастерьев.

5. История Рэйки. Это - особая легенда, сказание.

6. Духовная линия. Это - передача, идущая через четырех мастеров: Микао Усуи, Чуджиро Хаяши, Хавайо Таката, Филлис Лей Фурумото.

7. Деньги. Деньги рассматриваются как вид энергии, работа с которой важна для продвижения на пути. Постулируется равенство всех людей перед Рэйки, отсюда каждая ступень имеет фиксированную стоимость во всем мире: 150$ - первая, 500$ - вторая, 10000$ - третья.

8. Принципы Рэйки. 5 принципов, сформулированные в стихотворении императора Мэйдзи, являются духовной основой системы.

9. Символы. На второй ступени ученик получает три символа Рэйки, на третьей – один. Все символы являются священными и тайными. Запрещена их публикация и отображение на бумаге.

Четыре аспекта

1. Практика исцеления

2. Личностный рост

3. Духовная дисциплина

4. Мистический орден.

В целом эти положения не вызывают никаких возражений, и в сущностном смысле являются общими для всех религиозных и духовных традиций. (О некоторых параллелях можно прочитать здесь). Однако в частности, приблизительно с 80-х гг. прошлого века в Европе и Америке, а затем и в России, начался процесс критики системы Такаты и отхода от ее требований. Думаю, причина этого кроется в самой традиции, предполагающей существование «мастеров» в системе Рэйки. Титул мастера как таковой располагает к тому, чтобы создавать собственную систему и прописывать собственные законы, отвергая какие-либо авторитеты. Мастеров в западном мире с течением времени становилось всё больше, и ход рассуждений был примерно следующим: поскольку Таката, будучи мастером, создала свою систему, то и я, являясь мастером (т.е равным ей), могу создать свою собственную систему. Вероятно, желание остановить этот процесс или хотя бы контролировать его, побудило Филлис ввести еще один титул – «Грандмастер Рэйки». Но, несмотря на это, возникли и возникают бесчисленные нетрадиционные направления Рэйки: Каруна Рэйки, Кундалини Рэйки, Мэн Чо Рэйки и т.д.

Известно, что в японской традиции Рэйки не существует такого понятия как «мастер», а есть только уровень, который достигает человек в процессе практики. Титул и уровень – в этом есть определенная разница. Ф.А.Петтер в книге "Дух Рэйки" пишет об этом так: "разумнее было бы не использовать этот термин, т.к. в духовной практике "мастером" называют того, кто достиг просветления, что на этой планете удается немногим. В Рэйки этот уровень просто передается от учителя к ученику, при этом от ученика не требуется не только просветления, но даже того духовного развития, которого достигает просветленный мастер. Когда люди впервые слышат о Рэйки и об уровне мастера Рэйки, некоторые, считая, что мастер Рэйки сравним с духовным мастером или просветленным мастером, составляют неправильное представление о духовном состоянии мастера Рэйки. Кроме того, некоторые стремятся стать мастерами Рэйки ради самого статуса, а не для того, чтобы передавать Рэйки другим людям".

Согласно Фумио Огава, Микао Усуи разработал 6 уровней, или ступеней обучения. Он нумеровал их в обратном порядке по отношению к тому, как принято у нас на Западе: первый уровень был номер 6, а самый высокий - уровень номер один.

Уровни обучения Рэйки в японской системе:

1. Содэн – Начальный уровень, соответствует западной первой ступени, объединяя первые четыре уровня.

2. Окудэн – Внутреннее учение, соответствует второй ступени, пятый уровень - разделен на Окудэн Дзэнки (первая половина) и Окудэн Коки (вторая половина).

3. Синпидэн – Обучение таинству, соответствует ступени мастера.

Cо временем многие мастера Рэйки по всему западному миру стали ощущать внутреннюю противоречивость принципов системы Такаты и постепенно перестали следовать некоторым из них. Значительную роль в этом процессе отхода от традиции сыграла Дайана Стайн. Самые большие возражения вызывают три пункта в системе Такаты:

стоимость мастерской ступени – далеко не все мастера придерживаются обозначенной суммы 10000$, часто она намного меньше;

обязательный набор позиций для рук во время сеанса – сейчас очень распространено следование во время сеанса собственному чувству в том, что касается перемещения рук по телу, так называемый, интуитивный подход;

история Рэйки – современные мастера дают информацию о том, что есть существенная разница между легендой о возникновении Рэйки и историческими фактами.

В качестве итога хочу привести выдержку из книги современного мастер Рэйки К.Коллад "Интуитивное Рэйки", в котором автор предлагает прекрасное символическое описание того, как развивается Рэйки в современном мире: "Были времена, когда ученики всю жизнь должны были работать и служить в монастырях, чтобы получить посвящение. Сейчас для того, чтобы получить инициацию, достаточно заплатить определенную сумму денег. Традиция нарушена. Были времена, когда высокие ступени могли получать только мужчины, а в наше время и женщины становятся мастерами. Традиция уходит в прошлое. Были времена, когда обряд посвящения в Мастера мог проводить только Грандмастер. Теперь мастера Рэйки могут делать это сами. Традиция не соблюдается. Были времена, когда знания передавались только устно. В наше время издается много книг на эту тему. Мы отказывается от традиций. Были времена, когда мастера Рэйки не имели права показывать символы непосвященным. В этой книге вы можете их увидеть. И это тоже нарушение европейских традиций Рэйки.

Традиция - это как верхняя оболочка зерна, которая защищает ту информацию, которая находится внутри, - до тех пор, пока зерно не попадет в питательную среду. Как только зернышко окажется в почве, информация изнутри разрывает прикрывавшую ее оболочку. Зернышко дает росток, который начинает тянуться вверх. Теперь ему предстоит вырасти, постепенно стать растением, которое принесет плоды, и те, в свою очередь будут содержать в себе новые семена, покрытые защитной оболочкой, которым предстоит обрести для себя новую почву. Такова жизнь, такова эволюция, только таким образом возможен духовный рост. Все в мире есть процесс непрерывного превращения. 

Когда мы ведем спор об оболочке зерна, то есть о традиции, не предлагая никакой питательной среды для находящейся внутри нее информации, то зернышко погибает, из него не вырастает растение, приносящее плоды. Как правило, учения, традиции, церковные обряды представляются нам более важными, чем суть заложенной в них информации, тогда мы оказываемся очень далеки от Ки, Рэйки, Ци, Света, Божьего Духа".

В заключение следует упомянуть еще особенные школы Рэйки, которые, собственно, и породили термин "нетрадиционное Рэйки". Нетрадиционными в Рэйки называются те направления, которые самостоятельно создают мастера Рэйки, получая новые символы, особые знания и техники, в ходе личной практики. На данный момент таких направлений более тридцати. Самые известные из них: Каруна-Рэйки, Кундалини-Рэйки, Тибетское Рэйки, Мэн Чо Рэйки.