Ссылки

Автор: Алексей Новиков

Рэйки и буддизм

Истоки Рэйки как метода на сегодняшний день не могут быть определены однозначно: у различных исследователей и Мастеров Рэйки мы находим информацию как о буддистских, так и о христианских или даже синтоистских корнях системы Рэйки. Помимо некоторых легенд, личных убеждений и интуитивных ощущений практиков Рэйки нет оснований считать связь Рэйки с буддизмом очевидной. Сами методики, техники, применяемые в Рэйки, сильно отличаются от буддистских методов. 

Тем не менее, можно обнаружить и ряд схожих черт между буддизмом (в особенности, тантрическим) и Рэйки на сущностном уровне. В первую очередь речь здесь идет о принципе инициации – принципе получения и передачи знания.

Все виды буддистских тантр связаны с тем или иным просветленным существом. Чтобы практиковать конкретную Тантру, надо получить от мастера посвящение божества (просветленного существа), связанного с этой тантрой. Например, чтобы практиковать Тантру Тары, надо получить посвящение Тары, чтобы практиковать Тантру Авалокетишвары, надо получить его посвящение. Именно посвящение зарождает зерно, которое в результате практики развивается в божественную мудрость. С точки зрения так называемых внешних тантр, получая посвящение, человек получает связь с божеством и при дальнейшем выполнении практики развивает его мудрость, а затем и все качества, присущие данному божеству. Это соответствует аналогичному принципу в Рэйки, где инициация также является необходимым условием для настройки энергетического канала.

Однако здесь же проявляется и отличие: в методах Тантры божество всегда имеет форму. Практик Тантры всегда, особенно на стадии зарождения, работает с формой божества, с его мантрами, коренными слогами и т.д. В Рэйки же мудрость и энергия не персонифицируются в конкретной форме, и работа осуществляется непосредственно с энергией Рэйки, без опоры на визуализации.

Другое очевидное сходство буддизма и Рэйки заключается в способе передачи знания - от учителя к ученику. В буддизме ученик получает учение от мастера, который достиг определенных уровней реализации данной конкретной практики и в свою очередь получил это учение от реализованного мастера. Возникает так называемая линия передачи, проходящая через непрерывную цепь реализованных мастеров и восходящая к своему истоку – конкретному просветленному существу. Также и в Рэйки – получив инициацию у мастера, мы практикуем, доходя до определенного уровня (так называемой III ступени), и только потом можем передавать настройки и методы Рэйки другим людям. Линия передачи Рэйки восходит к Микао Усуи – мастеру, получившему Рэйки через откровение «свыше», т.е. от источника, находящегося за пределами человеческого познания. Таким образом, мы видим здесь полную аналогию между буддизмом и Рэйки, если исключить оценочный момент. Буддистская традиция намного древнее, в ней сильнее проявлен религиозный аспект, и это – одна из возможных причин, по которой практики и учителя буддизма воспринимаются как нечто более «высокое», «истинное» в сравнении с очень простыми, легкодоступными методами Рэйки и обычными людьми, живущими современной жизнью, которыми в большинстве своем являются мастера Рэйки. В связи с этим заметим, что авторы данной статьи далеки от идеи оценочного сопоставления каких-либо духовных учений и методов, стремясь лишь по возможности непредвзято описать существующее положение вещей.

Описанный выше способ получения учения также является объединяющим для Рэйки и тантрического буддизма. Все Тантры получены когда-то учителями высокого уровня реализации, непосредственно от просветленных существ через чистое видение, как своего рода откровение. Когда у мастера достаточен уровень ясности, может произойти контакт с просветленным существом, которое проявляется в его восприятии в той или иной форме, и передает знание или учение. Многие Тантры изначально были получены не людьми, а иными существами, в других мирах и только позднее были принесены на землю другими просветленными мастерами. Именно поэтому формы тантрических божеств зачастую столь необычны – считается, что просветленное божество, вступая в контакт с существами, проявляется в подобной им форме. К сожалению, мы не имеем описаний самого Микао Усуи или свидетельств его близких учеников, записанных с его слов, из которых можно было бы получить четкую картину или идею того, как было открыто Рэйки. Но и по имеющейся информации легко можно понять, что Микао Усуи открыл Рэйки именно через откровение или видение. Вот как это описано в книге «Дух Рэйки»: «Он (Микао Усуи) принимает решение провести на горе Курама 21 день в полном уединении. Там он постится, молится и медитирует… К концу его уединения, предпринятого в марте 1922г. через его макушку вошел прекрасный могучий духовный свет, и он испытал сатори, или просветление. Этот свет был энергией Рэйки, пришедшей к нему в виде особой настройки. После этого его осознание значительно расширилось, и он понял, какая великая сила вошла в него».